Корзина
4 отзыва
Трение и износ как с ним бороться.
Контакты
Автотехцентр «АвтоМиг»
+7 показать номер
+7 показать номер
Автомиг
РоссияКраснодарский крайАрмавирпос. Юбилейный, ул. Сиреневая 56 (трасса Армавир-Новокубанск)352926
Карта

Трение и износ как с ним бороться.

Трение и износ как с ним бороться.
Трение и износ как с ним бороться. Трение и износ испокон веков относятся к нежелательным спутникам эксплуатации автомобиля, если конечно, не принимать во внимание трение при торможении. Поэтому ученые уже многие годы бьются над проблемой создания присадок, способных реально снижать трения и износ. Чтобы понять, как специальная присадка может снизить трение и/или износ, надо, прежде всего, предоставить, в каких условиях работают основные трущиеся сопряжения и механизмы автомобиля, и его агрегаты. Решившись все-таки применить антифрикционную присадку к моторному маслу, следует обязательно учитывать доминирующий режим трения и вид износа в двигателе. При игнорировании этого, в лучшем случае может быть достигнуто то, что можно назвать «безвредная бесполезность», в худшем — нанесен урон в виде повышенного износа, токсичности, расхода топлива или масла, падения компрессии и т. п. Поясним сказанное на примере. Предположим, что в рассматриваемом сопряжении существует преимущественно гидродинамический режим трения, т. е. находящиеся в относительном движении поверхности деталей гарантированно разделены слоем смазочного материала. В этом случае наличие антифрикционных присадок в моторном масле будет влиять на трение незначительно, поскольку оно в этом режиме определяется вязкостью, а износ практически отсутствует. Большинство антифрикционных присадок по утверждению их разработчиков, не изменяют физико-химических свойств масла, следовательно, если это утверждение верно, применение таких препаратов для пар трения, работающих в гидродинамическом режиме, будет не эффективно по определению. Например, вряд ли имеет смысл использование данных присадок к моторному маслу для снижения трения и износа в подшипниках коленчатого вала, где доминирующим является гидродинамический режим смазки. Присутствие такой смазки в масле следует характеризовать как бесполезно, но, по крайней мере, безвредное. Другое дело, если присадка все-таки оказывает побочное влияние, на свойства смазочного материала, что присуще препаратам, содержащим вещества и соединения в твердой фазе: цветные и тяжелые металлы, графит, PTFE и др., а также токсичные соединения — тогда вреда для смазки, двигателя, да и человека трудно избежать. Однако, зная, что бесполезно или плохо, можно на основе принципа исключения сформулировать требования к «идеалу». Идеальный портрет препарата для снижения трения и износа представляется примерно таким: растворимое в любом смазочном материале, жидкое, химически родственное нефтяным дистиллятам (а еще лучше — на 100% синтетическое) соединение, не содержащее всего того, что указано абзацем выше. С этой точки зрения из всего многообразия средств автохимии наиболее приближенными к идеалу могут быть признаны препараты класса кондиционеров металла. Сегодня они выгодно отличаются от своих «собратьев» высоким уровнем трибологических свойств, не оказывают заметного влияния на свойства моторного масла, что можно рассматривать как наилучшее из возможных на данный момент решений. Сейчас уже возникла проблема выбора и среди кондиционеров металла. Однако это проблема выбора не между хорошим и плохим, а скорее между хорошим и очень хорошим. К последнему признаку с полным основанием (результаты испытаний в Канаде, США, России) следует отнести синтетический кондиционер металла SMT2. По трибологическим свойствам он сильнее «одноклассников», а по стойкости к термическому и механическому воздействию, характерному для условий работы двигателя внутреннего сгорания, пока вне конкуренции (все-таки 100% синтетика). Активный компонент, который обеспечивает комплексное снижение трения, износа, и вероятности задира в граничном режиме работы деталей химически связан и бездействует до тех пор, пока температура и давление в зоне контакта смазываемых деталей не достигнет стартового уровня. Это бездействие полезно для моторного масла, которое не нуждается в помощи и способно само решать проблемы защиты деталей, пока режим трения гидродинамический или смешанный. Но когда эти условия нарушаются и достигают граничного трения в дело вступает ноу-хау — компонент SMT, создающий хорошо известный физикам «молекулярный сэндвич» или «молекулярный ворс». Он обеспечивает одновременно легкий сдвиг (снижение трения) и отсутствие сближения (подавление износа и задира) тел. Приятным дополнением к портрету к SMT2 является его биоразлагаемость. Таким образом, применение синтетического кондиционера металла SMT2 можно рекомендовать в качестве своеобразной «прививки» от трения и износа — своего рода гарантии надежности и дополнительного увеличения эксплуатационного ресурса двигателя.